ЛЯДАНСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том XLII, С. 201-204
опубликовано: 14 октября 2020г.

ЛЯДАНСКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Ляденский, Лядинский), (Борисовской и Марьиногорской епархии Белорусского Экзархата), находится в дер. М. Ляды Смолевичского р-на Минской обл. (Республика Беларусь). Основан в XVII в. в мест. Ляды Минского повета. Устроение обители связано с исцелением Терезы Тышкевич, дочери пана Владислава Тышкевича (1644-1684) и Теодоры Александры Сапеги (1639-1678), жены минского воеводы пана Христофора Станислава Завиши (ок. 1668-1721). Как и муж, Тышкевич происходила из старинного правосл. западнорус. боярского рода. Его представители переходили в католичество со 2-й пол. XVI в.; затем, после Брестской унии 1596 г., нек-рые паны Завиши и Тышкевичи боролись за права православных. Во 2-й трети XVII в. они приняли унию, но не стали порывать со старинными традициями богомолья в православных обителях (Яковенко Н. М. Паралельний свiт: Дослiдження з iсторiï уявлень та iдей в Украïнi XVI-XVII ст. К., 2002. С. 16, 36). Набожная вдова Тышкевич, страдавшая тяжелой болезнью, получила исцеление во время паломничества к Жировицкой иконе Божией Матери. Вскоре по просьбе Тышкевич был выполнен список с чудотворного образа, который поместили в Ляданскую ц. в ее имении. Этот храм располагался в одной из старинных родовых вотчин семьи Завишей.

Ляданская ц. находилась в 6 км от мест. Смиловичи, центра одноименной волости, вошедшей в Бакштинское графство рода Завишей. К Ляданской иконе притекало множество паломников, получавших исцеления. В 1730 г. семья Тышкевичей решила построить в Лядах вместо обветшавшего новый деревянный храм и основать при нем униат. базилианский мон-рь. В 1732 г. Л. м. были переданы от имени вдовы Тышкевич и ее сына мечника Литовского великого княжества и минского старосты Игнатия Аникиты Завиши (1690-1738), графа «на Бакштах, Бердичеве и Завишине», большие земельные угодья - деревни Слободка и Грива и вложены финансовые средства в размере 4 тыс. польск. злотых; кроме того, мон-рь получил право бесплатного перемола хлеба для своих нужд на мельнице в Смиловичах. Эти пожалования благотворители подтвердили в том же году в Трибунале Великого княжества Литовского.

Благовещенский собор Ляданского мон-ря. 1792 г. Фотография. 2012 г.Благовещенский собор Ляданского мон-ря. 1792 г. Фотография. 2012 г.Повторная фундация Л. м. была произведена паном И. Завишей и его женой кнж. Марцибеллой (1694-1760), дочерью виленского воеводы кн. Казимира Доминика Огинского. В 1737 г., будучи уже литовским надворным маршалком, Завиша дал обет, что в случае выздоровления супруги он пожертвует средства на строительство в Л. м. каменного храма и монастырского корпуса. Однако этот обет после исцеления кнж. Огинской граф исполнить не успел из-за своей кончины. В 1746-1760 гг. его бездетная супруга помимо денег, выделенных на строительство в Смиловичах каменного здания в стиле виленского барокко, Троицкого костела мон-ря ордена миссионеров, в качестве вкладов передала в Л. м. денежные средства на сумму 14 тыс. польск. злотых. По ходатайству ее родственников Завишей в Лядах была учреждена ярмарка в дни праздников Благовещения Пресв. Богородицы и Рождества св. Иоанна Предтечи. Это обеспечило значительный прирост доходов мон-ря. В 1760 г., после смерти кнж. Марцибеллы, имения перешли к литов. вел. гетману и композитору кн. Михаилу Казимиру Огинскому.

Вслед за Завишами и их родственниками внимание на Л. м. обратили др. представители знатных шляхетских семей. В 1760 г. пан Юрий Ильинич пожертвовал братии 15 тыс. польск. злотых. В 1780 г. польск. инстигатор Антоний Боржевский вложил в Л. м. 2550 р.

В посл. четв. XVIII в. при Л. м. образовалась большая богадельня. В 1794 г., при греко-католич. настоятеле (1794-1803) иером. Иулиане (Шумском), на средства обители и ее вкладчиков панов Завишей в Л. м. был построен в стиле барокко и освящен каменный храм в честь Благовещения Пресв. Богородицы. 4 дек. 1796 г. в Л. м. по приказу Полоцкого униат. архиепископа и онуфриевского архим. Ираклия Одровонжа-Лисовского была отправлена комиссия из 4 духовных лиц во главе с визитатором ксендзом Тадеушем Лебединским. Комиссии поручалось проверить наличие и составить новый реестр всего монастырского имущества. Одновременно в Лядах была организована консистория духовного базилианского правления (АВАК. Т. 16. № 238. С. 563-566; № 240. С. 568). В рапорте 1797 г. проверяющий сообщил, что в новой церкви имелось 3 искусно расписанных алтаря. Рядом находилась старая деревянная Благовещенская ц. (1730), в которой богослужения не совершали. В 1809 г. по инициативе настоятеля Л. м. иером. Мелетия (Сержбутовского) в обители было открыто 4-классное духовно-светское уч-ще с правами уездного. 2 окт. 1810 г. в именном указе, данном Сенату, отмечалось, что уч-ще в Л. м. находится на содержании Базилианского духовного ордена (Там же. № 59. С. 99).

В 1811-1856 гг. (с перерывами) в Л. м. вместо деревянного строился каменный монастырский корпус. В нояб.-дек. 1827 г. Римско-католическая духовная коллегия во 2-м Департаменте «сообразно нуждам греко-униатского исповедания и местным удобствам» решила «оставить к существованию навсегда» ряд базилианских мон-рей, в т. ч. Л. м., относившийся к Виленской епархии. При обители должно было действовать низшее духовное уч-ще. Властям Л. м. надлежало «содержать на монастырском иждивении от 10 до 20 учеников из детей бедных священнослужителей, епархиальным начальством определяемых, а по скудости какого-либо монастырского фундаша назначать вспомоществование от других достаточнейших монастырей, таковых училищ не содержащих» (Там же. № 281. С. 628, 631). 27 мая 1834 г. Синод объявил именной указ имп. Николая I, последовавший после доклада обер-прокурора С. Д. Нечаева. Согласно этому документу, «для греко-униатского духовного юношества» учреждалось уездное уч-ще в Л. м. вместо расположенного в нем светского уч-ща. При этом к фундушу обители должен был быть присоединен «весь фундуш упраздненнаго монастыря Брагино-Селецкого и капитал 4800 руб. монастыря Логойского, а недвижимое имение последнего, крестьяне коего возвратились к церкви Православной, как давнишнее достояние духовенства Православного, передать в ведение оного». На содержание причта следовало обратить «монастырскую церковь с ее принадлежностями в Православную, а строение обители для помещения Священно- и церковнослужителей» (Там же. № 94. С. 130).

С сер. 30-х гг. XIX в., при настоятеле архим. Мелетии (Сержбутовском), началась подготовка Л. м. к воссоединению с Православием. В 1834 и 1837 гг. мон-рь посетили тогда еще униат. архиереи-воссоединители Иосиф (Семашко), еп. Литовский, и Василий (Лужинский), еп. Оршанский. К 1838 г. завершились основные преобразования: богослужение привели в соответствие с уставом правосл. Церкви, клирос обеспечен книгами московской печати, заменена церковная утварь, упразднены орган, боковые алтари при колоннах, лавки для молящихся и декоративные украшения.

В 1880 г. настоятель Л. м. игум. Всеволод, ссылаясь на монастырские документы, утверждал, что акт воссоединения «совершился мирно, без всяких потрясений и неурядиц». В 1838 г. была составлена «опись имущества», согласно к-рой в монастыре имелись каменная ц. Благовещения Пресв. Богородицы с приделом Св. Троицы, деревянная колокольня с 4 звонами, 11 келий и трапезная. В храме находилась почитаемая Ляданская икона Божией Матери «в серебряной ризе, с 2 позолоченными венцами, украшенными кораллами и чешским стеклом. Иконостас на 6 столпах, вверху вызолоченный». Уездное уч-ще для светской молодежи, основанное в 1809 г., размещалось в отдельном здании. К мон-рю была приписана кладбищенская деревянная ц. во имя св. Виктора (1820).

В 1841 г. духовно-светское уч-ще при Л. м. было преобразовано в духовное уездное уч-ще с подчинением Синоду. В 1848 г. уч-ще было переведено в 3-этажный каменный корпус пинского Братского в честь Богоявления мужского монастыря (Товаров. 1903. С. 117). Мон-рь владел деревнями Слободка и Грива со всеми угодьями, 2 фольварками. Обители полагался также ежегодный доход от имения Задевье в Вилейском у. В 1842 г. имения и капитал Л. м. перешли в казенное ведомство, а на его содержание выделялось 1840 р. в год. В монастырской собственности оставались 70 дес. пахотной земли, 80 дес. сенокосной, 124 дес. леса. При этом Л. м. с трудом выплачивал годичное жалованье училищному штату. В 1871 г. по ходатайству Минского и Бобруйского еп. Александра (Добрынина) для улучшения экономического состояния обители ей выделили рыбные ловли в Пинском у. и 2 мельницы в Мозырском у.

Благовещенский собор. Интерьер. 1792 г. Фотография. 2013 г.Благовещенский собор. Интерьер. 1792 г. Фотография. 2013 г.

Архим. Пий (Маевский), с 1838 г. возглавлявший Л. м., одновременно являлся смотрителем уездного уч-ща. После акта воссоединения по штату, утвержденному Синодом в 1839 г., третьеклассному мон-рю полагалось иметь 13 насельников: настоятеля, 5 иеромонахов, 2 иеродиаконов и 5 послушников. В 1844 г. в Л. м. проживали 8 насельников, в т. ч. настоятель и 2 иеромонаха. С 1847 г., после смерти архим. Пия, монастырем управляли иеромонахи Минского архиерейского дома Арсений (Короткевич) и Феодор (Соколовский). В 1849-1856 гг. настоятелем являлся архим. Иоасаф, бывш. инспектор Минской ДС. При нем в 1850 г. завершилось строительство каменного жилого корпуса.

В 1856-1874 гг. Л. м. находился в ведении ректоров Минской ДС, под непосредственным управлением ее казначеев или экономов. С 1856 г. обязанности настоятеля исполнял архим. Николай (Трусковский), ректор Минской ДС, автор «Историко-статистического описания Минской епархии» (1864). В 1874 г. ректор семинарии архим. Ианнуарий (Попов-Вознесенский) передал дела управления Л. м. игум. Адриану (1874-1876).

В 1877-1878 гг., при настоятеле игум. Всеволоде, по благословению Минского и Туровского еп. Евгения (Шерешилова) был произведен ремонт Благовещенской ц.: заменена крыша, возведен купол, увеличен иконостас, обновлена роспись. Работы велись за счет монастырских средств, древесина поставлялась из лесной дачи. 20 авг. 1878 г. состоялось освящение храма. По-видимому, к этому времени относится устроение в нем придела во имя псковского св. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича. В 1888 г. обрушился внутрь купол Благовещенской ц., богослужения стали совершать в придельной Троицкой ц. По просьбе управляющего иером. Илария из казны было отпущено более 10 тыс. р. на восстановительные работы. 16 июля 1900 г. храм был освящен еп. Минским и Туровским Михаилом (Темнорусовым). Тогда же был возведен новый иконостас с «иконами хорошего письма». В 1900-1904 гг. в монастыре проживали 3 иеромонаха и 3 иеродиакона, должность настоятеля была вакантной. Управляли обителью иеромонах минского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов монастыря Иларий, в 1904 г.- иеромонах пинского Богоявленского мон-ря Донат. К 1908 г. в обители проживали игумен, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха, 3 штатных послушника и 5 внештатных. При Л. м. действовала школа грамоты. Мон-рь получал на содержание из гос. казны 1840 р. В 1915 г., при настоятеле игум. Феодосии, Л. м. собирал и жертвовал денежные средства на военные нужды и в пользу Красного Креста.

К нач. XX в. богослужения в Л. м. совершались по монастырскому уставу: утренняя служба начиналась в 6 ч. утра, литургия в будние дни - в 9 ч., а в дни великих праздников - в 10 ч. По субботам, кроме Пасхальной недели и 2 недель Рождества Христова, настоятель служил заупокойную литургию и панихиду с поминанием иерархов, бывш. настоятелей, братии. В торжественные дни до литургии настоятель в сослужении 2 либо 4 иеромонахов читал акафист перед Ляданской иконой Божией Матери. Важными праздниками были Рождество св. Иоанна Предтечи, дни памяти апостолов Петра и Павла. 29 июня совершался крестный ход на Базарную пл., в часовню, где находилась резная Ляданская икона Божией Матери.

Последними настоятелями Л. м. были иером. Ириней (1916-1919) и архим. Гавриил (Горбач; 1919-1922), арестованный в 1933 г. за «принадлежность к контрреволюционной организации». В 1922 г. Л. м. закрыли, братию выселили. Монастырские помещения были переданы в распоряжение Наркомата просвещения БССР. До 1939 г. Благовещенский храм действовал как приходский. С деревянной колокольни были сброшены колокола, а сама она разрушена. В 1942 г. в храме возобновились богослужения. С июня по дек. 1942 г. Ляды были местом пребывания митр. Минского и всея Белоруссии Пантелеимона (Рожновского), отстраненного нем. оккупационными властями от управления епархией. Митр. Пантелеимон совершал богослужения в Благовещенском храме. С 1946 по 1960 г. Благовещенская ц. действовала как приходская. В братском корпусе разместилась общеобразовательная школа. 16 авг. 1960 г. по решению властей церковь была снята с регистрации, разорена и переоборудована под зернохранилище. Местонахождение Ляданской иконы неизвестно. Др. храмовые иконы были переданы в приходы соседних с Лядами населенных пунктов. В 70-х гг. XX в. образ Покрова Пресв. Богородицы (1751) из Молодечно поступил на хранение в Национальный художественный музей в Минске. На этой иконе в нижнем левом углу, рядом с правителями Литовского великого княжества и со святыми, изображен и ктитор обители - пан И. Завиша.

В 1990 г. по благословению Патриаршего Экзарха всея Беларуси митр. Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева) в дер. М. Ляды была зарегистрирована приходская община, в 1991 г. открылась приходская Благовещенская ц. 3 февр. 1994 г. решением Синода Белорусского Экзархата Л. м. был возрожден, 19 окт. того же года зарегистрирован. В 1994-2013 гг. священноархимандритом Л. м. являлся митр. Минский Филарет. В связи с адм. переустройством Минской епархии Синод Белорусской Православной Церкви от 3 июня 2015 г. преобразовал ставропигиальный Л. м. в епархиальный. К кон. 2014 г. в Л. м. проживали 15 монашествующих, 14 послушников. С 2015 г. наместником является иером. Лавр (Будич).

Постройки, в т. ч. храм, кельи, трапезная, отремонтированы, устроена колокольня, возведена ограда (2005). 22 авг. 1999 г. состоялось освящение Благовещенской ц. 15 дек. 2012 г. случился пожар, причинивший значительный ущерб братскому корпусу. По завершении восстановительных работ в жилом корпусе устраивается домовая церковь. 10 нояб. 2011 г. Л. м. посетила делегация из афонского монастыря Ватопед во главе с архим. Ефремом (Куцу), которая передала в дар список иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», выполненный ватопедскими монахами. 19 апр. 2013 г. в обитель был доставлен точный список иконы Божией Матери «Всецарица», созданный также иноками Ватопедского мон-ря. 21 сент. того же года в Л. м. был привезен точный список иконы Божией Матери «Геронтисса».

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 440. Д. 989; Оп. 442. Д. 1084; Ф. 824. Оп. 2. Д. 113, 114, 117, 163; НИА Беларуси. Ф. 1532. Д. 1-2. 1801-1839 гг.
Ист.: АВАК. 1889. Т. 16. № 59. С. 99; № 94. С. 130; № 238. С. 563-566; № 240. С. 568; № 253-254. С. 591; № 257. С. 592-593; № 281. С. 627-633.
Лит.: Зеленский И. Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба: Минская губ. СПб., 1864. Т. 15. Ч. 1. С. 563; Николай (Долматов), архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864. С. 154-157; Зверинский. 1890. Т. 1. № 41. С. 86; Богдановский К. Мон-ри Минской епархии с древнейших времен // Минские ЕВ. 1895. № 1; Памятная книжка Минской епархии, 1901 г. Минск, 1901. С. 21-22; Товаров А. В. Ист.-стат. справочная книжка Минской епархии. Минск, 1903; Денисов. 1908. № 430. С. 376; Квитницкая Е. Д. Мон-ри XVIII в. с безбашенными храмами в Белоруссии // Архит. наследство. М., 1985. Вып. 33. С. 94-103; Збор помнiкаў гiсторыi i культуры Беларусi: Мiнская вобл. Мiнск, 1987. Кн. 1-2; Свод памятников истории и культуры Белоруссии. Минск, 1993; Габрусь Т. В. Мураваныя харалы: Сакральная архiтэктура белорус. Барока. Мiнск, 2001; Кулагiн А. М. Праваслаўныя храмы на Беларусi: Энцыкл. даведнiк. Мiнск, 2001. С. 118-119; Ярашэвiч А. А. Лядаўскi манастыр Дабравешчання // Рэлiгiя i царква на Беларусi: Энцыкл. даведнiк / Гал. рэд. Г. П. Пашкоў. Мiнск, 2001. С. 184; Фонды Нац. ист. архива Беларуси: Справ. / Сост.: Г. Е. Акулович, А. Ф. Александрова, О. В. Бобкова и др. Минск, 2006. С. 196, 253; Слюнькова И. Н. Храмы и мон-ри Беларуси XIX в. в составе Российской империи. М., 2010; Благовещенский Ляденский муж. мон-рь. Ляды; Минск, 2014; Борун Е. Н. Правосл. мон-ри на территории Беларуси (1839-1917): Структура и социально-культурная деятельность // Вестн. Полоцкого гос. ун-та. 2015. Сер. А. № 1. С. 55, 56-63.
А. В. Кузьмин, Л. Е. Кулаженко
Рубрики
Ключевые слова
См.также